Структура и органы управления ДОУ
Управление МБДОУ-детский сад № 6 осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения. Полномочия Учредителя осуществляет Управление Образования Моздокского района. Управление осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ДОУ является заведующая, которая осуществляет текущее руководство деятельности ДОУ.
В своей деятельности Учреждение руководствуется Законом РФ «Об образовании», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования», законодательством Российской Федерации и РСО-Алании, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих управление в сфере образования, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями), Уставом, «Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования».
Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление.
Управляющая система состоит из двух структур, деятельность которых регламентируется Уставом ДОУ и соответствующими положениями:
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОУ, порядок принятия ими решения устанавливается уставом ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДОУ самостоятельно в формировании своей структуры. Имеет в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и реализуемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания воспитанников.
Управляющая система состоит из двух структур:
1 структура – коллегиальное (общественное) управление:
- Общее собрание коллектива;
- Педагогический совет;
- Профсоюзный комитет;
- Родительский комитет.
Общее собрание коллектива является высшим органом самоуправления ДОУ, создается в целях расширения коллегиальных, демократических форм управления, воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления в определении основных направлений совершенствования и развития ДОУ. В состав общего собрания входят: работники ДОУ, родители (законные представители) воспитанников.
Педагогический совет создан в целях развития и совершенствования образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов. В состав педагогического совета входят все педагогические работники, по необходимости на заседания могут приглашаться медицинские работники, представители общественных организаций, учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования и воспитания, родители (законные представители) воспитанников с правом совещательного голоса.
Профсоюзный комитет создан в целях предоставления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов коллектива, разрабатывает и согласовывает нормативно-правовые документы ДОУ, имеющих отношение к Трудовому законодательству и осуществляет контроль за их соблюдением и выполнением. В состав входят председатель и члены профсоюзной первичной организации.
Родительский комитет осуществляет свою деятельность по защите прав и интересов воспитанников ДОУ, родителей (законных представителей); участвует в рассмотрении и обсуждении основных направлений развития ДОУ; участвует в определении направлений образовательной, воспитательной и оздоровительной работы ДОУ, вносит предложения по их совершенствованию; получает информацию, отчеты педагогических работников, медсестры о состоянии здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ; участвует в совместных с родителями (законными представителями) мероприятиях ДОУ. В состав входят представители родительских комитетов групп.
2 структура – административное управление, которое имеет линейную структуру:
1 уровень управления – заведующая ДОУ осуществляет непосредственное руководство ДОУ, назначаемый учредителем и прошедший соответствующую аттестацию. Обеспечивает эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения. Создает оптимальные условия для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования. Осуществляет прием детей, заключает с родителями договор.
2 уровень управления – заместитель заведующего по ВР, заместитель заведующей по АХЧ, медсестра. Объект их управления – часть коллектива согласно функциональным обязанностям (педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал).
Заместитель заведующей по ВР координирует работу воспитателей, других педагогических работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения, организует просветительскую работу для родителей.
Заместитель заведующей по АХЧ осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию ДОУ, обеспечивает сохранность здания, хозяйственного инвентаря, имущества и своевременный ремонт.
Медицинская сестра контролирует санитарное состояние помещений и участков детского сада, готовит детей к врачебному осмотру, обеспечивает организацию оздоровительных мероприятий и осуществляет контроль за соблюдением режима дня, приготовлением пищи и питанием детей, проводит учет отсутствующих, изолирует заболевших детей, ведет соответствующую документацию.
3 уровень управления
- осуществляется воспитателями, специалистами, обслуживающим персоналом.
Объект управления – дети и родители (законные представители).
Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии.
Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующая детским садом занимает место координатора стратегических направлений.